на главную
  
 
   А
   Абстрактное
   (лат. abstractio - отвлечение) - различают формально абстрактное как завершающее исследование (движение от конкретного к абстрактному) и содержательно абстрактное как генетически исходное чувственно конкретного (движение восхождения от абстрактного к конкретному). в последнем употреблении абстрактное есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, нечто одностороннее, простое, неразвитое.
   
 
 
   Адаптация
   (лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
   
 
 
   Адаптация социальная
   Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
   
 
 
   Активность
   (лат. activus - деятельный) - деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире; «причинность причины».
   
 
 
   Анализ
   (греч. analisis - двусмысленность, двойственность, разложение) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.
   
 
 
   Антиномия
   (греч. antinomia - противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений.
   
 
 
   Аргумент
   (лат. argumentum - логический вывод, основание, доказательство) - мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения.
   
 
 
   В
   Ведущая деятельность
   Это деятельность, внутри и посредством которой осуществляется психическое развитие, возникают важнейшие психические новообразования. Предполагается, что каждому периоду обучения и воспитания соответствует своя ведущая деятельность.
   
 
 
   Высшие психические функции
   Прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы. Понятие ввел Л.С.Выготский.
   
 
 
   Д
   Дедукция
   (лат. deductio - выведение) - такая форма мышления, при которой новая мысль выводится логическим путем из предыдущих мыслей , причем процесс анализа идет от общего к частному.
   
 
 
   Детерминизм
   (лат. determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
   
 
 
   Диалектика
   (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.
   
 
 
   Диалог
   (греч. dialogos - попеременный обмен репликами) - форма взаимодействия двух и более людей, которые попеременно обмениваются репликами в виде слов, действий.
   
 
 
   З
   Задатки
   Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Наследственные задатки - органические механизмы, переданные человеку от предков. врожденные - особенности ребенка к моменту его рождения, обусловленные ходом эмбрионального развития.
   
 
 
   Зона ближайшего развития
   Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого; будущий результат, еще находящийся в процессе становления, “завтрашний день” в психическом развитии. Понятие введено Л.С.Выготским.
   
 
 
   И
   Идентификация
   Уподобление (часто неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним.
   
 
 
   Индивид
   (лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens.
   
 
 
   Индивидуальность
   Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей.
   
 
 
   Индукция
   (лат. inductio - наведение) - вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.
   
 
 
   Инсайт
   (анг. inaight) внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
   
 
 
   Интерес
   (лат. interest - иметь значение) - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами.
   
 
 
   Интернальность
   (лат. internus - внутренний) - внутренний контроль как принятие индивидом ответственности на себя за события, происходящие в его жизни, объяснение происходящего как результата своего поведения, характера, способностей.
   
 
 
   Интроспекция
   (лат. intro внутрь и spectare - смотрю) - метод наблюдения за собственными внутренними психическими явлениями. Истоки этого метода идут от Р. Декарта и Дж. Локка, которые считали, что сознание человека нельзя познавать как внешний мир, его можно только изучить, обращаясь к своему внутреннему опыту, как бы внутрь самого себя.
   
 
 
   Интуиция
   (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.
   
 
 
   К
   Конкретное
   (лат. concretus - сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное, “единство многообразия”. различают чувственное конкретное как исходный пункт исследования и мысленное конкретное как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте.
   
 
 
   Конфликт
   Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
   
 
 
   Креативность
   (лат. сreatio - сотворение, создание) - уровень творческой одаренности, способность к творчеству как несводимая к интеллекту функция целостной личности, ее психологических особенностей.
   
 
 
   Л
   Лидер
   Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; выделяются формальный лидер - назначенный руководитель, начальник, и неформальный - наиболее авторитетная для всех членов группы личность.
   
 
 
   Личностная тревожность
   Представляет собой базовую черту личности, которая формируется в раннем детстве.
   
 
 
   М
   Метод
   (греч. methodos - путь к чему либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.
   
 
 
   Методология
   (греч. methodos - путь к чему либо, греч. logos) - слово, мысль, разум, закон)- совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
   
 
 
   Мировоззрение
   Цостная картина мира, представление о его устройстве, о месте человека в нем и о принципах взаимодействия с окружающим миром.
   
 
 
   Мотив
   Побуждение человека к активности, связанной с удовлетворением какой-либо потребности; побуждающий материальный или идеальный предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
   
 
 
   Мотивационная основа деятельности:
   Система мотивов, выражающих осознанное побуждение к деятельности; то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается; совокупность психических моментов, которыми определяется поведение человека. Во всякой деятельности можно выделить внешне обусловленную мотивацию, не связанную с характером выполняемой деятельности, и внутреннюю, содержательную. Учебная деятельность студента побуждается познавательными мотивами, а при переходе к труду должны быть сформированы профессиональные мотивы.
   
 
 
   Мотивация
   Побуждение, обусловливающее активность человека и определяющая направленность его поведения и деятельности: всякая деятельность полимотивирована, в комплексе мотивов выделяются смыслообразующие мотивы, определяющие характер стремлений, желаний и интересов субъекта.
   
 
 
   Н
   Научные представления
   Теоретические представления, которые опираются на житейские представления, извлекают из них свои задачи и на последнем этапе экспериментально проверяют их.
   
 
 
   О
   Общение
   Процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает три компонента – коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Стороны общения; вербальная (речевая) и невербальная (интонация, мимика, жесты, телодвижения и др.).
   
 
 
   Онтогенез
   (греч ontos - сущее и genes - рождение, происхождение) процесс формирования основных структур психики индивида в период его детства.
   
 
 
   П
   Парадигма
   Разделяемая научным сообществом в данный исторический период система основных научных достижений (теорий, методов) в данной области знаний, по образцу которых организуется исследовательская деятельность ученых, ведутся прикладные разработки и их реализация в практике.
   
 
 
   Персонализация
   (лат.persona - личность) - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно-значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.
   
 
 
   Поведение
   Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Описывается через деятельность, действия, операции, поступки, общение, движения, реакции и т.п.
   
 
 
   Порог чувствительности
   Величина раздражителя, которая позволяет человеку вначале почувствовать, а потом и осознать его воздействие.
   
 
 
   Р
   Революционное развитие
   Характеризуется быстрыми и глубокими преобразованиями в психике и поведении человека, происходящими в кризисные периоды, при переходе от одного возраста к другому.
   
 
 
   Референтность
   (лат.referens - сообщающий) - отношение значимости, связующее субъекта с другим человеком или группой лиц.
   
 
 
   Рефлексия
   (лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания; размышление человека о происходящем в его собственном сознании. Различают рефлексию объекта, субъекта, способа - осознание себя как субъекта деятельности.
   
 
 
   Речь
   Сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
   
 
 
   Решение
   Формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации.
   
 
 
   Ригидность
   (лат. rigidus - жесткий, твердый) - затрудненность (вплоть до полной неспособности) изменить выработанную программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Различают когнитивную, аффективную, мотивационную ригидность.
   
 
 
   С
   Самооценка
   Оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков
   
 
 
   Свойства нервной системы
   Устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуально-психологические особенности человека (сила-слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность-инертность).
   
 
 
   Сензитивность возрастная
   (лат. sensus - чувство, ощущение) - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов, характеризуется повышенной чувствительностью к тем или иным воздействиям, к освоению той или иной деятельности.
   
 
 
   Синтез
   (греч. synthesis - соединение, сочетание) - логический прием, метод исследования, состоящий в мысленном соединении частей предмета, расчлененного в процессе анализа; установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.
   
 
 
   Система
   (systema - греч. составленное из частей, соединение) - в современном ее понимании - это не механическая сумма отдельных элементов, а органическое соединение, обладающее структурой, в которой свойства ее элементов определяются местом этих элементов в структуре системы.
   
 
 
   Ситуационная тревожность
   Возникает в системе неблагоприятных взаимоотношений членов группы, порождаемых подозрительностью, недоверием друг к другу, отчужденностью.
   
 
 
   Ситуационное развитие
   Характеризуется быстрым, но недостаточно устойчивым изменением в психике и поведении человека, происходящими под влиянием ситуационных социальных факторов. Такое развитие требует особого внимания и постоянного подкрепления.
   
 
 
   Сознание
   Высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу; эмпирически выступает как совокупность чувственных и умственных образов субъекта, предвосхищающих его практическую деятельность. Свойства сознания: в качестве основных выделяют - построение отношений, познание и переживание.
   
 
 
   Состояние
   Характеристика системы, относительно координатных объектов среды, наблюдаемая внешне или внутренне (у человека). Внешне наблюдаемое - это степень благополучия (неблагополучия) комфорта человека, определяемая по внешне читаемым признакам. Внутренне - зафиксированное сознанием человека на определенный момент времени ощущение благополучия (неблагополучия).
   
 
 
   Социальная роль
   Социальная функция человека, способ поведения людей, согласно их статусу или позиции в обществе.
   
 
 
   Социальная среда
   Совокупность условий обучения, при которых особым образом организованные процессы социальной, педагогической и андрагогической коммуникаций субъектов образовательного процесса влияют на развитие ценностных ориентаций жизни и деятельности студентов.
   
 
 
   Способности
   Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной деятельностью и ее продуктивного выполнения.
   
 
 
   Стереотип социальный
   (греч. stereos - твердый, прочный и typos - форма, образец) - обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений о группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов характеристик Ввел американский психолог У. Липпманном в 1922 году.
   
 
 
   Субъективное
   (лат. subjectum - подлежащее): 1) принадлежащее человеку как субъекту: субъективной является всякая психическая деятельность, в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине; 2) неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее. Человек, используя субъективное в первом значении термина, стремится преодолеть субъективное во втором его значении.
   
 
 
   Т
   Теория
   (греч. theoria - наблюдение, рассматривание, исследование) - система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих этого фрагмента объектов.
   
 
 
   Тип
   (греч. typos - отпечаток, форма, образец) - разряд, категория людей, объединенных общностью каких-либо внешних или внутренних черт. [Словарь иностранных слов, 496]
   
 
 
   У
   Уровень притязаний
   Максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.
   
 
 
   Установка
   Готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия или мышления определенным образом. Складывается у человека в результате его прошлого жизненного опыта. Различают смысловые, целевые и операциональные, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека (смысл, цель и способы).
   
 
 
   Ф
   Филогенез
   (греч. phyle - род, племя, вид; genes - рождение, происхождение) процесс возникновения и исторического развития психики и поведения (от животных к человеку - эволюция) и как возникновение и развитие форм сознания в ходе истории человечества
   
 
 
   Х
   Холизм
   (греч. холос - «целое») - одна из форм идеалистического философского направления, где природа рассматривается как духовное единство, нематериальная структура, и где господствует принцип подчинения части целому. Полагают, что миром управляет процесс творческой эволюции, создавая новые целостности. Холистические процессы отвергают закон сохранения материи. Постоянство целого определяет поле, которое остается неизменным при любых изменениях. Целое как высшее понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное. Оно является проявлением реального универсума. Высшая конкретная форма органической целостности - человеческая личность. Холизм не материален и не познаваем. Широко используется как принцип целостности, при котором части подчиняются целому. Понятие ввел Я. Сметс в 1926 году.
   
 
 
   Ц
   Цель
   Осознанный субъективный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека; образ «потребного будущего», определяющий целостность и направленность поведения и деятельности.
   
 
 
   Ценностные ориентации
   Одобряемые обществом и разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве жизненных целей и основных средств их достижения: выполняют функцию важнейших регуляторов социального поведения индивида.
   
 
 
   Ценность
   Материальный или идеальный объект, имеющий жизненно важное значение для индивида, группы, социального слоя, этноса; предельное основание человеческого поступка.
   
 
 
   Э
   Эволюционное развитие
   Характеризуется медленными и устойчивыми изменениями в психике и поведении человека, происходящими в периоды возрастного развития.
   
 
 
   Эвристика
   (греч. heuristiko - нахожу, отыскиваю, открываю): 1) специальные методы решения задач, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающиеся на точные математические модели; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; 3) метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности
   
 
 
   Эгоцентризм
   (лат. ego - Я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий.
   
 
 
   Экстернальность
   (лат.externus - внешний ) - внешний контроль как склонность индивида снимать с себя ответственность за события, происходящие в его жизни, и приписывать причины происходящего внешним факторам (другим людям, судьбе).
   
 
 
   Эмпатия
   (греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. Введен Э. Титченером. Различают эмоциональную, когнитивную, предикативную эмпатию.
   
 
 
   Я
   Я
   Выражает результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой.